Приказом № 9 от 01.07.2020 АНО ДПО «Национальный институт качества образования» «Об утверждении инновационных площадок института по теме «Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе «Вдохновение», Детский сад «Колокольчик» г. Медынь включен в состав инновационной площадки института.
Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.
Актуальность проблемы обусловлена реализуемой в настоящий момент в образовательной системе Российской Федерации модернизацией дошкольного образования, переосмыслением социокультурной ситуации развития дошкольников, задачами образования в период дошкольного детства, научными исследованиями, корректирующими представления о детском развитии, и, как следствие, формированием новых представлений о качестве дошкольного образования на современном этапе социально-экономического развития страны. Актуальность проблемы также подчеркивается кардинальным изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования РФ, выдвигающей новые требования к образовательным программам дошкольного образования, переходом к реализации ФГОС ДО, необходимостью учета положений Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Новизна исследования обусловлена выбором в качестве основы для разработки ООП ДОО и экспериментальной апробации инновационного для российского дошкольного образования решения актуальных проблем комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО новейшей комплексной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» (далее – Программа «Вдохновение»).
Программа «Вдохновение» формирует базисную платформу для целостного и разностороннего развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития с учетом индивидуальных возможностей и ограничений, биологических факторов развития, факторов окружающей среды, в том числе, современного социокультурного контекста развития ребенка. Программа «Вдохновение» интегрирует данные современных научных исследований в области социальной и клинической психологии, психологии здоровья, психологии детского развития, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии, антропологии и других областей научных исследований, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический опыт в области дошкольного образования. Программа «Вдохновение» разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО, учитывает положения ПООП ДО и является надежной основой для разработки ООП ДОО, удовлетворяющей всем требованиям нормативно-правовой базы дошкольного образования.
Выдвижение гипотезы
Программа «Вдохновение» позволит решить задачи комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО с целью выполнения требований ФГОС ДО, ПООП ДО и других нормативно-правовых документов дошкольного образования РФ.
ООП ДОО, построенная на основе Программы «Вдохновение», позволит создать требуемые психолого-педагогические условия в образовательной деятельности ДОО:
- учитывать, что ребенок – активный субъект учения и полноправный участник образовательных отношений; что в «учебном сообществе», основанном на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
- нацеливать на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка;
- поддерживать исследовательскую активность ребенка, его любознательность и инициативу, игровую деятельность во всех видах и формах;
- носить открытый характер, предоставляя возможность всем участникам образовательного процесса стать соавторами ее содержания;
- включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующую ценностям, философии и принципам Программы;
- предоставлять инструменты для систематических педагогических наблюдений, регистрации поведения и развития ребенка – для понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния;
- реализовывать принцип дифференциации: давать возможность для развития ребенка по индивидуальной траектории, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиваться высоких результатов всей группы; уделять особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д.;
- учитывать уникальность каждого ребенка и делать акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий; предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
- предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
- обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
- обеспечивать соответствующим учебно-методическим комплектом дошкольного образования, который позволяет реализовывать все положения ООП ДОО при организации образовательной деятельности;
- предусматривать повышение квалификации педагогов;
- обеспечивать преемственность с начальным общим образованием;
- иметь возможность для использования совместно с другими образовательными программами, в том числе, комплексными и парциальными программами, модульными и другими личностно-ориентированными программами дошкольного образования.
Концепция исследования
Изменение требований к качеству дошкольного образования обусловлены изменяющейся социокультурной ситуацией развития детства, направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, модернизацией системы дошкольного образования РФ, изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования.
В соответствии с новыми требованиями к качеству образовательный процесс в дошкольной организации должен стать комплексным и целостным процессом развития ребенка, охватывающим все области и направления развития: личностное, физическое, когнитивное, социальное, эмоциональное и другие.
Образовательная деятельность по программе, удовлетворяющей современным требованиям к качеству дошкольного образования, должна учитывать как биологические факторы развития, так и факторы окружающей среды, в том числе, социокультурный контекст развития ребенка.
Разрабатываемая на основе Программы «Вдохновение» ООП ДОО должна учитывать данные современных научных исследований в области психологии и психофизиологии развития, опираться на лучший отечественный и зарубежный опыт в области дошкольного образования.
Принцип совместного действия — со-конструкции, заложенный в Программе «Вдохновение», должен стать стержневым ядром ООП ДО. Поддерживая конструктивистский принцип активности ребенка и его собственный вклад в развитие, необходимо осмыслить тот факт, что образование является социальным процессом и происходит в совместной деятельности, в диалоге, в котором дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы. В образовательной деятельности, реализуемой в соответствии с новой ООП ДОО, должны быть активны и сам ребенок, и окружающая среда. Образовательные процессы должны совместно конструироваться детьми и взрослыми, дети и взрослые совместно должны конструировать (создавать) значения и смыслы, познавать мир.
Экспериментальная работа должна показать возможности и направления решения задачи создания ООП ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО, ПООП ДО и других актуальных нормативных документов, регулирующих деятельность образовательных организаций в сфере дошкольного образования на основе Программы «Вдохновение».
В начале экспериментальной работы в дошкольной образовательной организации должна быть создана команда разработки и внедрения ООП ДОО, в которую должны войти, с одной стороны, руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, представители педагогического коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно включить в команду представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Далее такая команда будет называться командой изменений.
- Проект Снеговики
- Проект "Эксперименты с водой"
- Проект "Медведи"
- Проект "Лес - не только украшение земли"
- Проект "Береза зимой"
- Проект "Животные"
- Проект "Сказочно-весёлый мир застёжки"
- Детский совет
- Детский совет в младшей группе
- Свойства воды
- Проект "Домашние животные"
- Проект 2 "Домашние животные"
- Проект "Деревья"
- Проект "Роботы"
- Проект "Кому нужны деревья в лесу"
- Проект "Моя семья"
- Проект "Финансовая грамотность"
- Детский совет - речевые игры
- Проект "Слоны" 05.09.2022 г.
- Проект "День рождения" 16.02.2022 г.
- Проект "Игрушки" 18.10.2022 г.
- Проект "Веселый снеговичок
- Проект "Рукавичка"
- Проект "Игрушки"
- Проект "Слоны"
- Проект "Насекомые"
- Проект "Кто живет в лесу"
- Проект "Мой родной город"