Сказка – это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Дети как никто иной проявляют тягу ко всему сказочному. Именно сказка способствует развитию эмоционального и нравственного опыта дошкольников, помогает оценивать свои поступки и переживать за поступки окружающих людей.
Русские народные сказки формируют у воспитанников нравственные представления о нормах социальных отношений и поведении, стремление подражать положительным героям. Они учат различать добро и зло, трудолюбие и лень, простоту и хитрость и т.п. Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте природы, к внешнему виду животных и птиц. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы дошкольники не просто слушали ту или иную сказку, но и осознавали её идею, вдумывались в подробности происходящего. Именно сказка является важным педагогическим инструментом в духовно-нравственном развитии детей и используется в образовательной деятельности.
"Крылатый, мохнатый да масляный"
В сказке уделяется внимание важным нравственным ценностям, воспитанию дружбы, товарищества, взаимовыручке. Сказка учит тому, что каждый должен быть на своём месте и делать то, что у него получается лучше всего. Жить со всеми дружно, трудиться и не осуждать других. В рамках организации образовательного процесса осуществлялось:
- Показ сказки "Крылатый, мохнатый да масляный" на фланелеграфе. Цель - помочь детям эмоционально, активно воспринимать сказку, принимать участие в рассказывании, умении оценивать поступки героев, сопереживать им.
- Лепка по сказке "Крылатый, мохнатый да масляный" Цель: Развивать творческие способности детей.
- Рассказывание сказки по ролям. Цель: Формировать умение передавать образ героев при помощи интонации голоса, жестов,
"Колосок"
Сказка учит быть трудолюбивыми, ответственными, помогать другим, не бояться никакой работы. В рамках организации образовательного процесса осуществлялось:
- Лепка героев сказки. Цель: Учить детей поэтапно создавать образ героев, дополняя необходимыми деталями.
- Аппликация "Колосок". Цель: Совершенствовать у детей умение наклеивать готовые детали, получая изображение.
- Драматизация сказки "Колосок". Цель: Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жесты.
"Пых"
Сказка формирует представления детей о смелости и взаимопомощи, учит использовать интонацию, мимику, жесты. В рамках организации образовательного процесса осуществлялось:
- Художественно-творческая деятельность "Пых" - рисование нетрадиционным способом. Цель: Закрепление героев и сюжета сказки. Продолжать учить детей нетрадиционной технике рисования.
- Лепка к сказке "Пых" из природного материала. Цель: Учить детей создавать образы героев, используя различные материалы.
"Зимовье зверей" Сказка формирует представления о том, что справиться с любыми трудностями можно лишь в том случае, если быть дружными и сплоченными. В рамках организации образовательного процесса осуществлялось:
- Чтение сказки;
- Беседа по сказке;
- Рассказывание сказки "Зимовье зверей" по мнемотаблице. Цель: Развивать связную речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице.
- Лепка любимого героя сказки "Зимовье зверей". Цель: Закреплять умение детей лепить героя сказки из пластилина, передавая его черты.