1. Актуальность
Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В соответствии с ФГОС психолого-педагогическая работа с детьми должна строиться в соответствии с принципами развивающего обучения, цель которого — развитие ребенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где познавательная активность дошкольников выступает как средство исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, формирует «инструмент мышления». Таким образом, особую актуальность приобретает использование кейс-технологии как средства развития социальных компетентностей.
2. Определение кейс-технологии.
Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
3. Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны: он может не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нужных знании по культуре человеческого общения. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культура речевого общения. Дошкольный возраст — сенситивный период для того, чтобы ребенок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет — правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения. В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Формирование навыков речевого этикета — неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы — обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
В дошкольном возрасте освоение речевого этикета осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул, их «развертывание» и сопровождение доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.
Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих качественных характеристик:
- уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;
- соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так.
- чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
- правильно употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения;
- приобретать опыт этикетного поведения;
- испытывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
5. Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения.
Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.
Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
6. Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях
- творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.
7. Достоинства технологии:
- получение навыка решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;
- процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он адекватен жизненной ситуации;
- формирование умений оперировать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
- развитие у дошкольников системы ценностей и жизненных установок.
8. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию. Целесообразно выделение
- следующих основных этапов создания кейсов:
- формирование дидактических целей кейса;
- определение проблемной ситуации;
- выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности;
- выбор жанра кейса;
- подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).
По материалам Дружининой М.А.,
воспитателя д\с № 179 «Подснежник»,
Автономная некоммерческая
организация дошкольного образования
«Планета детства «Лада», г. Тольяти