Сайт использует cookie, если вы не хотите, что бы они обрабатывались, вы можете покинуть сайт, или выключить обработку cookie в настройках вашего браузера.
Закрыть
Детский сад «Колокольчик»
г. Медынь
Тел.: 8 (48433) 21-344 с 07.00 до 19.00 понедельник - пятница
E-mail: oxana.kumantzova@yandex.ru ежедневно, круглосуточно

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик», г. Медынь Медынского района Калужской области

Колокольчик

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Кейс – технологии в освоении речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста

1. Актуальность

Современное общество ста­вит перед педагогами ДОУ за­дачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно до­бывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществ­ляется через поиск содержания, форм, методов и средств обуче­ния, обеспечивающих более ши­рокие возможности развития, саморазвития и самореализа­ции личности. В соответствии с ФГОС психолого-педагогическая работа с детьми должна стро­иться в соответствии с принци­пами развивающего обучения, цель которого — развитие ре­бенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, раз­вивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим необхо­дима такая организация учеб­ного процесса, где познаватель­ная активность дошкольников выступает как средство иссле­довательской деятельности, обеспечивает усвоение фунда­ментальных знаний, формирует «инструмент мышления». Таким образом, особую актуальность приобретает использование кейс-технологии как средства развития социальных компетентностей.

2. Определение кейс-технологии.

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

3. Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны: он может не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверитель­ные, личностные, эмоциональ­но положительные контакты, вежливо вести спор, поддержи­вать содержательный разговор, беседу.

Безусловно, к успешному ре­зультату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нуж­ных знании по культуре челове­ческого общения. Выполнение ребенком норм и правил обще­ния со взрослыми и сверстника­ми, основанные на уважении, доброжелательности, с использо­ванием соответствующего сло­варного запаса и форм обраще­ний, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культура рече­вого общения. Дошкольный воз­раст — сенситивный период для того, чтобы ребенок овладел ос­новными средствами речевого этикета.

Речевой этикет — правила речевого поведения, определяе­мые взаимоотношениями гово­рящих, в зависимости от обста­новки общения. В него включа­ются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение вни­мания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жало­ба, сочувствие, неодобрение, по­здравление, благодарность, про­щание и др. Формирование навыков рече­вого этикета — неотъемлемая часть общей работы по разви­тию речи детей. Основное на­правление работы — обогаще­ние речи ребенка словами и конструкциями, необходимы­ми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспи­тывает внимательное, вдумчи­вое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языко­вые средства, более всего уме­стные в конкретной речевой ситуации.

В дошкольном возрасте освоение  речевого этикета осуще­ствляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разно­образных вариантов формул, их «развертывание» и сопровож­дение доброжелательной инто­нацией и приветливой мими­кой.

Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспи­танию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих качественных характеристик:

  • уметь пользоваться разнооб­разными формулами речево­го этикета, употреблять их без напоминания;
  • соблюдать нормы употребле­ния слов, уметь говорить так.
  • чтобы обеспечить себе благо­приятное понимание со сто­роны собеседника;
  • правильно употреблять слова и этикетные формулы в раз­ных ситуациях общения;
  • приобретать опыт этикетного поведения;
  • испытывать потребность ис­пользования речевых формул в повседневной жизни;
  • обогащать речь ребенка сло­вами и конструкциями, кото­рые необходимы в повсе­дневном общении между людьми.

5. Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, пред­лагается найти путь для ее реше­ния.

Дошкольники, познакомив­шись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют про­блему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса — совмест­ными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

6. Идеи технологии:

  • предназначена для развития коммуникативных компетенций  в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
  • развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях
  • творческой конкуренции  в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может на­помнить театральный спек­такль.

7. Достоинства технологии:

  • получение навыка решения реальных проблем, возмож­ность работы группы на еди­ном проблемном поле;
  • процесс изучения, по сути, имитирует механизм приня­тия решения в жизни, он адек­ватен жизненной ситуации;
  • формирование умений опери­ровать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
  • развитие у дошкольников си­стемы ценностей и жизнен­ных установок.

8. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко постав­ленной цели создания;
  • иметь соответствующий уро­вень трудности;
  • быть актуальным;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мыш­ление;
  • провоцировать дискуссию. Целесообразно    выделение
  • следующих  основных  этапов создания кейсов:
  • формирование дидактических целей кейса;
  • определение проблемной си­туации;
  • выбор модели ситуации, про­верка ее соответствия реаль­ности;
  • выбор жанра кейса;
  • подготовка методических реко­мендаций по использованию кейса (вопросы для обсужде­ния, описание предполагаемых действий в презентации).

 

По материалам Дружининой М.А.,

воспитателя д\с № 179 «Подснежник»,

 Автономная некоммерческая

организация дошкольного образования

 «Планета детства «Лада», г. Тольяти

Ссылки
Поиск
Анонсы
Анонсы отсутствуют
Оставить отзыв
Контакты
Портал Госуслуг Памятные даты военной истории России ОБЪЯСНЯЕМ.РФ Служба по контракту



0+
X

Карта сайта

X

Обновления сайта

в текущем месяце

X

Оставить отзыв

X

Праздники

в текущем месяце