Сайт использует cookie, если вы не хотите, что бы они обрабатывались, вы можете покинуть сайт, или выключить обработку cookie в настройках вашего браузера.
Закрыть
Детский сад «Колокольчик»
г. Медынь
Тел.: 8 (48433) 21-344 с 07.00 до 19.00 понедельник - пятница
E-mail: oxana.kumantzova@yandex.ru ежедневно, круглосуточно

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик», г. Медынь Медынского района Калужской области

Колокольчик

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Кейс – технологии в освоении речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста

1. Актуальность

Современное общество ста­вит перед педагогами ДОУ за­дачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно до­бывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществ­ляется через поиск содержания, форм, методов и средств обуче­ния, обеспечивающих более ши­рокие возможности развития, саморазвития и самореализа­ции личности. В соответствии с ФГОС психолого-педагогическая работа с детьми должна стро­иться в соответствии с принци­пами развивающего обучения, цель которого — развитие ре­бенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, раз­вивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим необхо­дима такая организация учеб­ного процесса, где познаватель­ная активность дошкольников выступает как средство иссле­довательской деятельности, обеспечивает усвоение фунда­ментальных знаний, формирует «инструмент мышления». Таким образом, особую актуальность приобретает использование кейс-технологии как средства развития социальных компетентностей.

2. Определение кейс-технологии.

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

3. Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны: он может не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверитель­ные, личностные, эмоциональ­но положительные контакты, вежливо вести спор, поддержи­вать содержательный разговор, беседу.

Безусловно, к успешному ре­зультату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нуж­ных знании по культуре челове­ческого общения. Выполнение ребенком норм и правил обще­ния со взрослыми и сверстника­ми, основанные на уважении, доброжелательности, с использо­ванием соответствующего сло­варного запаса и форм обраще­ний, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культура рече­вого общения. Дошкольный воз­раст — сенситивный период для того, чтобы ребенок овладел ос­новными средствами речевого этикета.

Речевой этикет — правила речевого поведения, определяе­мые взаимоотношениями гово­рящих, в зависимости от обста­новки общения. В него включа­ются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение вни­мания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жало­ба, сочувствие, неодобрение, по­здравление, благодарность, про­щание и др. Формирование навыков рече­вого этикета — неотъемлемая часть общей работы по разви­тию речи детей. Основное на­правление работы — обогаще­ние речи ребенка словами и конструкциями, необходимы­ми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспи­тывает внимательное, вдумчи­вое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языко­вые средства, более всего уме­стные в конкретной речевой ситуации.

В дошкольном возрасте освоение  речевого этикета осуще­ствляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разно­образных вариантов формул, их «развертывание» и сопровож­дение доброжелательной инто­нацией и приветливой мими­кой.

Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспи­танию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих качественных характеристик:

  • уметь пользоваться разнооб­разными формулами речево­го этикета, употреблять их без напоминания;
  • соблюдать нормы употребле­ния слов, уметь говорить так.
  • чтобы обеспечить себе благо­приятное понимание со сто­роны собеседника;
  • правильно употреблять слова и этикетные формулы в раз­ных ситуациях общения;
  • приобретать опыт этикетного поведения;
  • испытывать потребность ис­пользования речевых формул в повседневной жизни;
  • обогащать речь ребенка сло­вами и конструкциями, кото­рые необходимы в повсе­дневном общении между людьми.

5. Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, пред­лагается найти путь для ее реше­ния.

Дошкольники, познакомив­шись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют про­блему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса — совмест­ными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

6. Идеи технологии:

  • предназначена для развития коммуникативных компетенций  в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
  • развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях
  • творческой конкуренции  в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может на­помнить театральный спек­такль.

7. Достоинства технологии:

  • получение навыка решения реальных проблем, возмож­ность работы группы на еди­ном проблемном поле;
  • процесс изучения, по сути, имитирует механизм приня­тия решения в жизни, он адек­ватен жизненной ситуации;
  • формирование умений опери­ровать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
  • развитие у дошкольников си­стемы ценностей и жизнен­ных установок.

8. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко постав­ленной цели создания;
  • иметь соответствующий уро­вень трудности;
  • быть актуальным;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мыш­ление;
  • провоцировать дискуссию. Целесообразно    выделение
  • следующих  основных  этапов создания кейсов:
  • формирование дидактических целей кейса;
  • определение проблемной си­туации;
  • выбор модели ситуации, про­верка ее соответствия реаль­ности;
  • выбор жанра кейса;
  • подготовка методических реко­мендаций по использованию кейса (вопросы для обсужде­ния, описание предполагаемых действий в презентации).

 

По материалам Дружининой М.А.,

воспитателя д\с № 179 «Подснежник»,

 Автономная некоммерческая

организация дошкольного образования

 «Планета детства «Лада», г. Тольяти

Ссылки
Поиск
Анонсы
Анонсы отсутствуют
Оставить отзыв
Контакты
Заведующий
oxana.kumantzova@yandex.ru ежедневно, круглосуточно
8 (48433) 21-344 с 07.00 до 19.00 понедельник - пятница

Контакты учреждения

8 (48433) 21-344 с 07.00 до 19.00 понедельник - пятница
Памятные даты военной истории России Портал Госуслуг Служба по контракту ОБЪЯСНЯЕМ.РФ



0+
X

Карта сайта

X

Обновления сайта

в текущем месяце

X

Оставить отзыв

X

Праздники

в текущем месяце